АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ ДЕЛА
… И ДЛЯ ДУШИ
В недостатке школ и курсов английского языка наш город не упрекнешь. Но, говоря словами классика – если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Возможно и так.
Трудно определить принцип, по которому потенциальный клиент делает свой выбор. Здесь играют роль и реклама, и ценовая политика, и рекомендации знакомых, а зачастую просто случайность.
Мой профессиональный журналистский интерес к этому вопросу возник неожиданно. Идя на работу, я столкнулся с соседкой, которая выговаривала капризничающему мальчишке: «Будешь баловаться, не пойдешь на английский!». Пацан завыл еще громче и загундосил: «Нет, я пойду, пойду, пойду, пойду …». Исходя из своего детского и школьного опыта, я бы только обрадовался возможности «закосить» урок английского. Несколько удивленный, я вежливо поинтересовался у соседки, куда же так рвется ее чадо. Услышав ответ, решил сам все проверить…и отправился в школу английского языка «HotLine».
Во второй половине дня коридор второго этажа гостиницы «Украина» напоминал островок благословенной Британии. Ловко увертываясь от детей, вопящих «Hello! How are you?» и учителей, умудряющихся отвечать «I am fine», «Hi, honey» и одновременно что-то объяснять родителям, я добрался до офиса школы.
Начать разговор было непросто, так как директор школы Наталья Станиславовна Паникова, двадцать раз извинившись («Простите, сами видите, начало учебного года …» ), куда-то убегая, что-то решала и куда-то звонила. Уже ближе к позднему вечеру, сказав последнее «Goodbuy. See you!» своим ученикам, она смогли ответить на мои вопросы.
- Наталья Станиславовна, вам было не страшно открываться в городе, где было уже так много школ и курсов английского языка?
- Ну, во-первых, это произошло не вчера, а в 1998 году. Нам скоро исполнится четырнадцать лет. Это достаточный срок для того, чтобы занять свою «нишу» и почувствовать себя уверенно. Более того, я считаю, что наш город достаточно цивилизован, для того, чтобы предоставить людям возможность выбора. Изучение иностранного языка очень личностный процесс, и каждый имеет право выбрать свою школу и своего преподавателя.
Мы никогда не ругаем конкурентов. Наш клиент может прийти и посетить урок влюбой группе совершенно бесплатно и остаться в том случае, если ему все понравится.
- Так чем же ваша школа все-таки отличается от других?
- Вы знаете, этот вопрос мы часто слышим по телефону. На него непросто ответить. Обычно мы говорим: «Приходите, посмотрите и сами поймете». Однако у школы существуют свои основополагающие принципы работы. Во-первых, среднее количество человек во взрослых и детских группах не более шести-семи. При большем количестве людей очень трудно работать преподавателю и каждому студенту уделяется меньше внимания. Во-вторых, мы работаем, используя коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, и буквально с первого занятия студенты учатся общаться на английском языке хотя бы и на элементарном уровне. Ну, а в-третьих, ни один из наших преподавателей не работает без души. Мы никогда не «долдоним» только один учебник, не беспокоясь о том, как кто его усвоил. Привлекается масса дополнительного материала и по грамматике, и по аудированию, периодика, художественная литература, видеоматериалы. Старшеклассники слушают и разбирают на уроках самые современные англоязычные песни, дети разыгрывают маленькие спектакли на английском, взрослые обсуждают разные новости и проблемы в дискуссионном клубе. А самое главное, мы любим всех своих студентов и свою работу.
- Ну а как насчет «носителей языка»?
- Как я не люблю это выражение … «Носить язык» может теоретически любой житель США или Британии. Но, как говорят в Одессе, это две большие разницы… Зачастую, язык жителя вожделенной заграницы может быть не грамотным и далеко не соответствовать нормам правильной английской или американской речи. Все зависит от образования, социального уровня и личностных характеристик «носителя языка». Мы глубоко убеждены в том, что преподавать может только преподаватель. Общаться – пожалуйста, но не учить.
В течение года мы приглашаем «носителей языка» (грамотных, разумеется), но лишь для практики устной речи.
- То есть вы хотите сказать, что наши преподаватели «круче»?
Дело не в этом. Вся проблема в исконном славянском менталитете. На западе работает принцип: «It’s your baby», что означает «Это твои трудности». Преподаватель не обязан растолковывать студенту что-либо, если тот ничего не делает. Это нужно студенту, а не преподавателю. Ему (студенту) и надо работать. Там каждый отвечает за себя. Не понял – твои проблемы.
У нашего отечественного человека зачастую работает принцип – платить деньги и ничего не делать, и наш преподаватель берет на себя функции няньки и воспитателя. Он объясняет, убеждает и изматывает свою семью по вечерам рассказами о Ванечке или Иван Иваныче, которым так трудно дается язык и остается с ним заниматься в свое свободное время.
Это и хорошо и плохо. Хорошо то, что нам не все равно и мы боремся за результат любой ценой. Плохо то, что в нашем обществе только начинают понимать, что получать знания и при этом ничего не делать – невозможно.
- Вы не боитесь таким высказыванием отпугнуть клиентов?
Нет, не боюсь. В нашей школе многие дети и взрослые занимаются с момента
ее основания и до сих пор. Многие студенты сдали на Британский сертификат, сдали TOЕUL, уехали на работу за границу ну и просто вышли замуж за иностранцев (причем, зачастую, девушки говорят грамотнее, чем их мужья).
У нас есть дети 5-6 лет, уровень знания языка которых соответствует программе английской школы 5-6 класса. Вам трудно объяснить ту радость, которую мы испытываем, выпуская студентов 5 ступени, которых учили с «нуля». Слушая их английскую речь, понимаешь, что ради этого стоило работать.
- Ну а как насчет уровня преподавателей?
Смешной вопрос. Кто же возьмет в частную школу плохого преподавателя? В течение года у нас проходит отбор новых кадров. Из 10-15 прослушанных преподавателей отбирается один. Некоторые преподаватели имеют международные сертификаты, некоторые проходили стажировку за границей. Важно ведь не только хорошо знать язык, но и уметь ему научить. Есть несколько молодых, но очень талантливых и многообещающих преподавателей, так сказать, молодая смена.
Мы постоянно проводим семинары, ездим в Киев в Британский Совет для консультаций, в общем, стараемся держать руку на пульсе. Ну, а, кроме того, за время работы у нас сложился очень хороший преподавательский коллектив, где равнодушный и не непрофессиональный педагог просто не задержится.
- Судя по столпотворению в коридоре, основные клиенты вашей школы – дети.
Вы просто попали в «их время». Это наши любимые и самые многочисленные клиенты и так сказать наша «ниша». В среднем детей от 4 до 14 лет у нас 60 процентов от общего количества студентов.
Также у нас занимается много школьников среднего, старшего звена и студентов. Эти группы мы готовим на сдачу сертификата.
- А как дело обстоит с взрослой аудиторией?
Очень хорошо обстоит. У нас представлены все ступени взрослых групп, от 0 до 5, в вечернее и утреннее время. Набор ведется постоянно.
Мы стараемся не смешивать в группах школьников и взрослых студентов чтобы не вызывать дискомфорта в общении и правильно подобрать темы, интересующие аудиторию, а также манеру ведения занятий.
- Как вы оцениваете свою работу за четырнадцать лет?
Пока мы не оцениваем, мы работаем, жалея иногда, что в сутках только 24 часа. Оценивать нас будут наши ученики. Нам еще очень много предстоит сделать. Планов и задумок у нас очень много …
- Остается пожелать вам удачи.
Спасибо.
Если вы хотите узнать что-либо поподробнее, приходите в гостиницу «Украина», офис 226, или звоните 54-74-69. Здесь вам всегда будут рады.